Статьи

Тренинг по проектированию автоматический установок водяного пожаротушения. Транскрибация. Часть № 13.

Техническое задание на проектирование. Для чего оно нужно? Что это такое?


Всякое проектирование должно начинаться с технического задания. Но, как правило, его никто изначально не составляет. Вспоминают о нем на последней стадии. Я по своему опыту рассказываю – техническое задание составлялось в самом конце, исходя из проекта. Оно вклеивалось в проект, не подписывалось у заказчика, оно делалось формально, никогда копии не оставались у нас.


Внимание!

Этот материал является так называемой "транскрибацией аудио в текст", поэтому некоторые фрагменты данной статьи могут содержать орфографические и грамматические ошибки, а также не совсем литературные выражения...


И на малых - средних объектах, в принципе, это не страшно было – прокатывало, никто не обращал внимание. Когда пошли большие серьезные объекты, когда много смежников, когда заказчик меняется несколько раз, бывает, либо архитектор, либо генпроектировщик, то важность технического задания сложно переоценить.


Один раз его, составив, потом, вы себя закроете от многих вопросов, которые впоследствии могут возникнуть (т.е, вы в техническом задании). Получив планировку и сам договор, следующим этапом у нас идет техническое задание. Вы там указываете: какая система, на каком здании, какой объект, для чего она нужна. Описываете все ваши тонкости, вопросы решаете – можно сразу заложить туда, перезаложить, подстраховаться. Обязательно его составлять на стадии после заключения договора. Вообще, очень желательно его включать в договор обязательным приложением. Можно даже не в том виде, в котором он есть, рекомендуется с полной таблицей по всем помещениям, а хотя бы в текстовом виде, где описываете принципиальный момент - концепцию вашей будущей системы.


Техническое задание согласовывается с заказчиком. Так же, раньше его согласовывали с пожарными и можно согласовать, допустим, с генпроектировщиками и с какими-то смежниками. Само техническое задание должно – один экземпляр подписанный заказчиком, храниться у вас, второй экземпляр – у него. При дальнейшем проектировании, если возникают изменения, рекомендую составлять лист изменений, либо дополнений в техническое задание, так же его оформлять, подписывать двусторонне и так же его хранить. Желательно завести отдельную папку, назначить ответственного человека, который будет хранить эти технические задания. Потому что даже после проектирования, через несколько лет у вас смогут возникнуть вопросы и грубо говоря, будете искать виноватого.


Кто сказал делать такую-то систему? Откуда это взялось и как все это можно отразить в техническом задании?


- Техническое задание взято из книги Мешмана – вот этой методички по проектированию установок водяного пожаротушения плюс что-то свое будет добавлено.



  • Титульный лист: согласовано, организация, разработчик, т.е составляет и согласовывает.
  • Организация – заказчик, якобы составляет с помощью организации – разработчика технического задания и утверждает его. Желательно, что бы подписи первых лиц стояли. Подразделения пожарной охраны может подписываться – это было 2006-2007 год, они еще не раз согласовывали проекты.
  • Техническое задание на что, на какой объект, год.
  • Далее заказчик проекта – прописываем.
  • Основание для проектирования, вид защищаемого объекта. Общие данные – тут не должно вопросов возникать.


Какими документами руководствоваться?


- Пишите нормативные документы плюс дополнительные, допустим, ведомственный какой-то документ, прочие документы. Тоже важно указать, если есть какие-то документы – какие-то требования, то их указываете здесь.


Если в дальнейшем, у вас по техническому заданию по форме у вас нет какой-то графы, то в прочие сведения можно занести информацию.


Исходные данные для проектирования.


Место выдачи сигналов пожаротушения. Куда выдаются сигналы?


- Как правило, в помещение пожарного поста. Обязательно пишите отметку, чтоб вас потом не заставляли тянуть ваши сигналы в разные места по всему зданию. Что вроде вы собирались только на пост передать, а заказчик требует дальше. Так же, дублирующие сигналы, если необходимо, то прописывайте, куда вы даете.


По каким чертежам происходит проектирование установки водяного пожаротушения?


- Пишите: чертежи такие-то, фирма - разработчик такая-то, и прилагаете чертежи. Желательно взять все планировки, отдать их заказчику – он на них расписывается, утверждает. Пишет: «для проектирования раздела такого-то», ставит подпись, печать свою. Вы здесь переписываете номера и так же копии прилагаете к техническому заданию. А здесь уже можно конкретно написать листы, каких разделов приложены.


Генеральный план: пишете номера чертежей, архитектурно–строительные чертежи. Обязательно планы, разрезы и чертежи вентиляции отопления. Как правило, их нет, но потом, когда они у вас появляются, параллельно потому, что вы делаете проекты, вы их сюда вписываете. Они могут быть тоже разных версий. Допустим, вписали и дату вписали, когда появились чертежи. Приложили их к техническому заданию. Если впоследствии меняются системы вентиляций, то дополняете сюда, через запятую: «через месяц предоставлены следующие чертежи». Кстати, очень много вопросов возникает на стадии монтажа именно с вентиляционщиками: кто виноват, кто первый прошел, кто кого должен обойти и т.д. вплоть, до потасовок с монтажными инструментами. У монтажников бывает из-за того, что проектировщики изначально свои проекты не скорректировали друг под друга.


Чертежи электроосвещения. Для чего они нам нужны? Для того чтобы правильно расставлять оросители и делать трубную разводку. А так же, желательно, чтоб там были наши кабеля, которые за подвесным потолком, а здесь указано, чтобы были на чертежах горючие нагрузки (либо есть, либо ее нет).


Чертежи с нанесением ориентировочных трасс прокладки трубопроводов. Это, как правило, делается на каких-то производствах, где очень много коммуникаций. Когда, допустим, делается специальная эстакада, либо какая-то площадка для трубопроводов и туда в несколько рядов укладываются все коммуникации промышленные. Вам определяют какой-то ярус этой эстакады, и вы по ней идете. И изначально генпроектировщик (вообще, так должно быть), чтобы он определил вашу трассу –наметил, и дал чертежи (вы проходите здесь и здесь) и никому не мешаете.


Далее чертежи фальшь–потолков и фальшь–полов.


Чертежи технологического оборудования. Если у нас подлежит что-то защите, допустим, сушильная камера какая-нибудь, «куда нужно довести?», как правило, сверху затушить и внутри. Либо какое-то оборудование, которое имеет поверхность большую сплошную. Согласно наших требований норм, если у нас площадка более 75см, то мы должны по ней тоже защищать. К стати, тоже самое касается вентиляции. Для чего нам чертежи нужны – чтобы сразу определить примерное количество дополнительно устанавливаемых трубопроводов и оросителей, чтобы защищать под вентиляционными коробами.


Прочие коммуникации, инженерные чертежи помещений или размещений приема контрольных приборов. Оно нужно для того, чтобы знали, куда вам установить ваш прибор, на какую стенку, что бы там не толкались, чтобы определить месторасположение вашего прибора относительно других приборов именно в этом помещении пожарным постам. Это по наружному и прочие чертежи указывайте, по необходимости.


Далее указывайте дополнительные документы ненормативные, но руководящие, по которым вы можете влиять на проектирование. Технические условия, их можно было б записать выше нормативных, потому что это фактически нормативный документ для нашего объекта. Допустим, есть какой-то акт обследования, письма, протоколы, предписания – их все можно вписать сюда.


Далее, пишете назначение помещений по источнику водоснабжения. Изначально этих параметров, как правило, тоже нет. Вы после проведения гидравлического расчета определяете параметры вашей установки, и вы даете запрос заказчику о том, сколько вам нужно воды и откуда ее брать. В принципе, с опытом появляется такой навык, когда можно изначально сделав 3 расчета сказать, сколько нужно воды (примерно, сколько нужно воды) для установки водяного пожаротушения. Из опыта: допустим у нас интенсивность 0,8 умножить на площадь 60, потом умножаем на 2 – у нас получается 9,6. Но сейчас они ввели (хорошо) ограничение, что в первой группе расход не менее 10. Раньше я брал 9,6, но сейчас берем 10 - это на спринклерное пожаротушение. На пожарные краны, допустим, 5,2 – 2 крана по 5,2л и умножаете еще на 1,5, где-то они могут увеличиваться. Т.е вместо 10л берете 15л. И дренчерные завесы. Допустим, она у вас 42м, дренчерные завесы – 1л в секунду, тоже советую умножать на 2 сразу = 84. Итого общий расход у вас будет где-то 84+10+15 – это спринклерная установка первой группы, два пожарных крана по 5м и 42-х метровая завеса. 100л, хотя, если б мы считали чисто нормативных, то насчитали бы намного меньше. Считали бы: 4,8+10,4+42. Разница в 2 раза. И так же по вводам – дойдем до гидравлического расчета, расскажу, как определять диаметр вводов, там в зависимости от скорости воды.


Далее пишите, где размещаются узлы управления, в каких помещениях.


Далее наличие открытых токоведущих конструкций – пишите: отсутствуют, либо присутствуют. Это раньше так было – только ведущие, а сейчас прописали: «открытые части оборудования с исполнением виды защиты не менее такого-то». Смысл такой: если у вас есть эти открытые токоведущие конструкции не заизолированные, вам нужно их отключать перед подачей воды. Как это делать не совсем понятно, потому что, если у вас система водонаполненная – вода польется прежде, чем вы сможете получить сигнал. Систему делать незаполненную, а заполненную до какого-то узла управления и дублировать сигнал о пожаре от системы пожарной сигнализации и только после этого производить запуск.


Данные по электроснабжению. От чего у вас происходит электроснабжение, два независимых источника, какой мощности. Мощность, как правило, тоже считается после определения насосов, так же может в разы она изменятся, в зависимости от того, какие насосы: отечественные либо зарубежные. Потому что маленький Grundfos он работает как два больших наших насоса КМЛ.


Вот, хотя бы эти 5 листов технического задания нужно прикладывать к договору.


Дальше идет большая таблица по помещениям, которую вы физически не успеете (если большой объект) заполнить на момент составления договора и подписать до начала выполнения работ. Поэтому, лучше посадить какого-нибудь начинающего проектировщика и пускай он эту таблицу по вашим планировкам заполняет. Переписывает все помещения, их площади указывает и т.д.


Часто эта таблица лишняя, ею не пользуются, не смотрят на нее, но иногда бывает, что она помогает. Допустим, здесь же указаны у нас категории помещений, здесь у нас указаны их размеры, количество помещений и т.д. Если потом архитектор, заказчик начинает менять планировку вправо – влево, вы ему показываете это техническое задание, говорите, что мы подписывались на это (на такую планировку), пожалуйста, давайте решать вопрос как быть с изменениями, с корректировками. А то, что помещение будет меняться – это почти всегда 100%. При проектировании они меняются.


Про таблицу сказал, что она особо не важна. Она нужна, но можно ее заполнить потом. Я думаю так, что начинать проектирование и потом ее заполнять уже по ходу выполнения проектных работ. Но до окончания проектных работ она должна быть заполнена (хотя бы на середине ваших работ), чтобы вы ее утвердили и закрепили все выданные вам планировки в такой форме.


Если планы не предоставлены писать: «не предоставлены»?


- Да, так и пишите. Пишите дату «на такой момент не предоставлено». Но бывают заказчики, криво реагируют на это, что не предоставлено, так что аккуратней с этим. Я один раз составил такое техническое задание, где написал прочерки «не предоставлено» - было очень много шума. Вызывали всех директоров, вплоть до разрыва отношений, что наш подрядчик не хочет выполнять проектные работы – написал, что ему ничего не предоставлено и т.д. Как-то надо сначала несколько раз проанализировать возможные последствия, запросить в каком-то виде: письмом или как-нибудь, а потом уже вписывать «не предоставлено». Либо подействовать (если есть через кого подействовать) на генпроектирвщика, допустим, через заказчика. Если есть такая возможность, то будет замечательно.

Нет комментариев

Добавить комментарий