Водяное пожаротушение

Водяное пожаротушение. Вопрос-Ответ № 91-95.

Доброго времени суток коллеги. Продолжаем записывать и публиковать уроки по проектированию установок водяного пожаротушения. Данные вопросы и ответы были получены при обучении в Москве на курсах повышения квалификации у преподавателя из академии МЧС Полякова Дмитрия Витальевича. Был задан вопрос, чем ограничены диаметры, указанные в СП 5. Почему нельзя было сделать 200, 300 диаметры для установки водяного пожаротушения. Бывает, что не хватает, и прямо впритык получается, в некоторых проектах данные диаметры. Он сказал, что как такового ограничения по идее быть не должно. Но в СП 5 были указаны только конкретные диаметры какого-то максимального из-за возможности применения арматуры. Не бывает арматуры очень больших диаметров, у которых бывают трубопроводы. Такой был получен ответ по диаметрам.
Внимание!
Этот материал является так называемой "транскрибацией аудио в текст", поэтому некоторые фрагменты данной статьи могут содержать орфографические и грамматические ошибки, а также не совсем литературные выражения...
Дальше, интересный вопрос такой. Если у нас разные расходы узлов управления. Бывает при расчете так получается, что на одной секции верхний этаж, на другой секции нижний этаж. Одна секция защищает площадь дальнюю, а вторая наоборот ближнюю. И бывает разница в расходах и в давлении на разных секциях, на разных узлах управления очень большая. Желательно это нивелировать с помощью различных мероприятий, типа изменения диаметра трубопровода, либо установка дроссельных шайб каких-то. И как вариант, можно делать так называемый байпас. То есть такую обводную линию, чтобы насос гонял воду по кругу. Я знаю, что в резервуарах это точно возможно, применить в пожарных резервуарах. А в такой обычной обстановке немножко странно это будет сделать. И тогда расход насоса принимается не по расходу установки, а по минимальному расходу самого насоса. То есть, насос сколько может выдать, столько и принимаем для данной установки. Так же было сказано, что в пособии Мешмана от 2009 года так же имеется данная информация, про эти байпасы. Но я пока не нашел данную информацию, поэтому может быть когда-нибудь позже опубликую ее у себя на сайте с различными схемами. Случай малоприменимый. Но если будет такой случай, то нужно знать, что можно сделать такие байпасы, вводные линии.

Дальше, тоже был задан интересный вопрос про возможность применения различных экранов, например оросителей. Когда у нас какой-нибудь решетчатый потолок, чтобы данные оросители могли срабатывать, и чтобы можно было не ставить оросители на основной потолок. Либо большое расстояние между основным потолком и решетчатым, типа Грильято какой-нибудь. Либо под какими-то конструкциями оросители ставятся. Либо в атриуме под стеклянным куполом потолком сложной формы и так далее. Возникают сложные моменты с ориентацией данного оросителя и с расстоянием до подвесного потолка. Ведь чтобы спринтерному оросителю сработать, ему нужно как раз накопить тепло сверху, над собой, чтобы от этого тепла сработала, разорвалась эта колба и вода могла поступать через данный ороситель. Были уже практические применения в различных проектах таких, типа экранов квадратных и круглых. Но до сих пор не понятно как же их рассчитывать, каким образом, на каком расстоянии, какого размера, какой формы они должны быть. И преподаватель сказал, что это можно только экспериментально как-то устанавливать, никакой методики как таковой сейчас не существует. Если есть такая необходимость, то вперед, делайте экраны, делайте испытания, все это запротоколируйте и потом только можно применять, только таким образом. И я так понимаю, что желательно даже какие-то испытания даже проводить на самом объекте, чтобы условия были максимально приближены к тем, в которых проект будет реализовываться. Экраны применять можно, но как их применять, нужно экспериментировать и обосновывать практическим путем.

Дальше, вопрос по времени заполнения трубопровода. Иногда такой вопрос возникает. Особенно для различных установок, для выхода различных дренчерных систем на рабочий режим и так далее. Там различные хитрости можно применять. Заполнять дренчерную установку максимально близко к последним оросителям, которые ближе к узлам управления, где-то там ставить узел управления ближе к оросителям, к насосной и так далее. Такими способами. Но не всегда это возможно, потому что там может быть минусовая температура. Тогда нам надо знать время заполнения различных сухотрубов и трубопроводов водой. Он сказал, что данная методика есть в документации на контрольный узел Спринт у спец автоматики. Можно там посмотреть, как это определяется и пользоваться при необходимости.

Дальше, тоже я продублировал вопрос про количество патрубков для передвижной пожарной техники, для подключения автомобилей. И мнение представителя академии было такое, что можно ставить по 1 патрубку на пожарную машину. Через 1 патрубок можно подавать 40 литров в секунду. Но патрубков должно быть не менее 2, потому что в написано, что не менее 2 пожарных машин должно подключаться к его установке. То есть не менее 2, и каждый патрубок на 40 литров. До этого, в предыдущих уроках я говорил, что я рассчитываю патрубки 1 на 20 литров, и не менее 4. Какое обоснование туту выбрать решает проектировщик, но мне кажется, если мы перестрахуемся и сделаем по 20 литров и 4 патрубка, это будет более обосновано для проверяющих или экспертов, чем такое решение. Не факт, что через 1 патрубок можно подать 40 литров. Хотя, надо посмотреть по диаметру. Даже тот же лафетный столб, который 30-40 литров подает, подключается через 2 патрубка автомобиля, не через 1. Поэтому мне кажется, тут не корректно. Был задан вопрос, получен ответ, поэтому я озвучиваю его в данном уроке. И кроме того нужно следить за возможностью подъезда автомобиля к зданию. Можно разместить эти 2, 4 патрубка вместе, на какой-то гребенке, но не учесть, что количество автомобилей может 2, 4 и больше, которые будут подключаться. И может быть стоит разнести как-то данные патрубки, если есть такая возможность. Чтобы место для подъезда было заасфальтировано, площадка, разворотные площадки, чтобы машины могли маневрировать и так далее.
Водяное пожаротушение для начинающих 20 лекций по проектированию водяного ПТ